25 сентября 2021 года в Центре Культуры «Русич» в Старой Руссе состоялась мировая премьера спектакля «Дело поручика Карамазова». Спектакль представлял собой сложную сценическую композицию, соединившую в себе драматическую актёрскую игру, оперную вокальную и камерную инструментальную музыку.
Музыкальное полотно спектакля состояло из переплетения вокальных эпизодов оперы Александра Смелкова «Братья Карамазовы» и интерлюдий - пьес для камерного инструментального ансамбля, специально написанных автором для спектакля «Дело поручика Карамазова».
Литературной основой стали четыре главы романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в которых изложена речь прокурора, обвиняющего Дмитрия Карамазова в убийстве отца.
Премьера спектакля в Старой Руссе очень символична. Ведь город стал прототипом того, в котором происходят события романа «Братья Карамазовы». Спектакль строит параллели между театральным действом и судебным заседанием, на которое как описано в романе «съехались гости не только из нашего губернского города, но и из некоторых других городов России, а наконец, из Москвы и из Петербурга. Приехали юристы, приехало даже несколько знатных лиц, а также и дамы. Все билеты были расхватаны.» Каждый зритель в зале смог ощутить себя свидетелем судебного процесса, проследить за событиями с фатальной неизбежностью ведущими к «роковому дню» и, выслушав обвинения прокурора, принять решение о виновности поручика Карамазова.
Спектакль «Дело поручика Карамазова» озарили звёзды Мариинский сцены, лауреаты Всероссийских и Международных вокальных конкурсов:
Заслуженный артист РФ Николай Гассиев - обладатель по-настоящему огромного голоса, признанный мастер тонкой актерской игры, первый исполнитель партии Федора Павловича Карамазова на сцене Мариинского театра.
Две главных женские партии Екатерины Ивановны и Грушеньки исполнили любимицы петербургской публики, артистки, чьё исполнение всегда вызывает горячий отклик.
Екатерина Соловьева - певица, чьё драматическое дарование и сильный голос, позволили ей, одной из немногих, с равным успехом выступать в постановках на Бродвее и на сцене Ла Скала.
Наталья Евстафьева - одна из самых любимых учениц великой Ирины Богачевой, только на сцене Мариинского театра Наталья исполнила более 30ти главных партий меццо-сопранового репертуара: среди которых Кармен, Марфа, Амнерис.
Для них это не первое обращение к музыке Александра Смелкова и персонажам Достоевского - обе певицы принимали участие в исполнении оперы «Братья Карамазовы» на сцене Мариинского театра.
Партию Ивана исполнил Заслуженный артист Республики Северная Осетия Виктор Коротич. Прошедший сезон стал для Виктора очень плодотворным, как в творчестве - новые партии на сцене Мариинского театра и театра «Зазеркалье», так и в признании - Виктор стал Лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2020 год (за роль Яго в опере «Отелло» в театре «Зазеркалье»)
Партия Алексея Карамазова -юный дебютант Пётр Цеханович – лауреат международных конкурсов, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, проходил стажировку в Италии у Франко Пальяцци. Одно из направлений его работы – духовная музыка, роднит его с персонажем Достоевского. Пётр впервые выступил в роли Алёши, решение сложной актерской задачи сопряжено для него с большой ответственностью ведь Пётр - продолжатель известной актерской династии, внук знаменитого советского актера Георгия Жжёнова.
Впервые инфернальную партию Смердякова исполнил Савва Хастаев, чей выразительный и звенящий тембр, музыкальный интеллект и яркая актёрская харизма помогают ему равно убедительно создавать образы героев, таких как Кай в опере «Кай и Герда» на сцене Мариинского театра, и злодеев, как обаятельный Черт в концертном исполнении оперы «Ночь перед Рождеством» на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, собравший множество крайне благожелательных отзывов критики и зрителей.
Заглавную партию спектакля, поручика Дмитрия Карамазова воплотил на сцене певец уникального дарования - Николай Емцов, в его голосе сочетаются яркие героические верхние ноты и интеллигентное, мягкое голосоведение. На сцене Мариинского и других российских театров Николай исполнил множество сложнейших партий тенорового репертуара, и всегда его исполнение наполнено мягким обаянием и душевной теплотой.
Роль Прокурора в спектакле была отведена Дмитрию Чеботареву – ведущему артисту московского ЭЛЕКТРОТЕАТРА Станиславский.

Аглая Зинченко (фортепиано) – артист «Internationale Sommerakademie Mozarteum» при университете Моцартеум в Зальцбурге, создатель множества авторских проектов, направленных на популяризацию малоизвестной за границей русской музыки, художественный руководитель ежегодного фестиваля "Journée BACH à La Sauge" (День Баха в замке Сож).
Музыкальный руководитель спектакля – дирижер Павел Смелков. С 2000 года работает в Мариинском театре. С труппой театра дирижер гастролировал во Франции, Финляндии, Австрии, Германии, Израиле, США. Спектакль Мариинского театра «Поворот винта», прошедший в Москве в 2007 году под его управлением , был удостоен высшей театральной награды России – премии «Золотая маска».В 2010 году Павел Смелков дебютировал в Метрополитен-опере (Нью-Йорк).С января 2016 года Павел Смелков – главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке.Павел Смелков - сын композитор Александра Смелкова, как дирижёр и ассистент Валерия Гергиева, готовил к выпуску премьеру оперы «Братья Карамазовы», а впоследствии неоднократно дирижировал этим спектаклем.
Автор концепции и сценария спектакля, режиссёр Алена Иванова. Как режиссёр-постановщик на сцене Мариинского театра выпустила детский спектакль «Однажды в Италии» по опере Г. Доницетти «Любовный напиток» и поставила и провела детский спектакль-мастер-класс «Что такое оперная режиссура».2012 года по 2020 работала в Мариинском театре режиссёром-ассистентом и режиссёром, ведущим спектакли. Сезон 2020/2021 года сотрудничает с Фондом поддержки музыкального искусства F.E.S. В качестве режиссёра приняла участие в организации и проведении концертов Фонда, в которы приняли участие звёзды мировой оперной сцены Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Владислав Сулимский, Тамара Калинкина, Олеся Петрова и Алексей Татаринцев.В работе над созданием сценических образов и актерской выразительности артистов ей помогает школа, которую она прошла, обучаясь на кафедре музыкальной режиссуры, в БДТ у Народного артиста СССР Николая Трофимова.